Психология отношений. Эго — состояния «родитель», «взрослый», «ребенок».
На курсе «Практическая_психология», который проходит в нашем центре и куда мы приглашаем желающих, есть возможность познакомиться с различными теориями личности.
В этот раз речь пойдет об американском психологе Э.Бёрне и его знаменитой триаде эго-состояний личности:
— Родитель
— Взрослый
— Ребёнок
В тот или иной момент времени у зрелой личности может проявиться любое из этих состояний.
Находясь в эго — состоянии «родитель» человек, зачастую, копирует модель поведения, социальные нормы, стереотипы и установки, перенятые им от собственных родителей и других, значимых, авторитетных фигур. Это — консервативная часть личности, нацеленная на сохранение опыта прошлых поколений, передачу традиций, семейно — родовых сценариев и социальных стереотипов.
В эго — состоянии «взрослый», человек формирует своё поведение, исходя из ситуации «здесь и сейчас», что подразумевает так называемый рациональный подход.
Позиция «взрослый» подразумевает осознание актуальной в данный момент потребности и, одновременно, мониторинг возможности ее реализации в данной среде.
Эго-состояние «ребёнок» транслирует чувства и мысли, когда-то пережитые человеком в детстве. А также, актуальные эмоции, внутреннюю позицию и реакции в отношении себя и других.
Психологически зрелая личность способна поддерживать динамическое равновесие между тремя этими структурами.
В противном случае происходит перегиб в ту или иную сторону, нарушается внутреннее равновесие.
Чаще всего, именно строгий «родитель» занимает более сильную позицию в личности человека. Он захватывает контроль над эго и требует строгого соответствия долженствованиям, традициям и нормам, посредством запретов и предписаний. Чем подавляет спонтанность «детской» части, которую называют «внутренний ребёнок».
«Не ори так громко!», — одёргивает строгая родительница своего отпрыска, бурно выражающего радость.
«Это глупости – розовых слонов не бывает», — рассудительно отвечает другая мама в ответ на фантазии своей дочери.
Ограничивать своего «внутреннего ребёнка» во взрослой жизни — это значит пресекать свои творческие порывы и подавлять свои желания.
Ведь именно «внутренний ребёнок» отвечает за любовь человека к творчеству, спонтанность, способность к неординарному мышлению и гибкому восприятию действительности.
Состояние «ребенка» помогает сохранять оптимизм и чувство юмора в сложных жизненных ситуациях.
Всяческие ограничения столь важной части личности имеют определённое влияние на душевное здоровье человека, его настроение, умение наслаждаться настоящим моментом.
Поэтому так важно беречь и лелеять эту беззащитную часть своей личности – своего «внутреннего ребёнка».
И здесь задача человека состоит в том, чтобы из состояния «взрослого» оценить баланс сил между внутренними «родителем» и «ребёнком».
Нет ли перегиба в ту или иную сторону?
Ведь для экологичного проявления состояния «внутреннего ребёнка», необходима определённость и безопасноть, которую обеспечивает именно «внутренний родитель».
В противном случае доминировании субличности «внутреннего ребёнка» будет проявляться в тревожности, пассивности, избегании трудностей и стремлении к тотальному комфорту.
Хотите узнать какие отношения между Вашим «внутренним родителем» и «внутренним ребёнком»?
Приглашаем Вас на консультации при помощи метафорических карт в наш Центр системного развития личности Psyvision.
Метафорические карты — это уникальный инструмент, который поможет мягко и бережно взаимодействовать с эго — состояниями.
Позволит понять, насколько строг «внутренний родитель» и чего именно не хватает «внутреннему ребёнку».
Аккуратно выведет на поверхность то, что сокрыто глубоко внутри и поможет создать психологическое равновесие.
Консультации проводит Ирина Стадницкая, учащаяся центра.
Чтобы записаться или получить обратный звонок, заполните форму ниже: