Психология личности. Комплексы и психологическое взросление человека. Беды не повзрослевшего взрослого.

По мотивам психологической практики нашего центра. 

Давайте попробуем нарисовать портрет так и не повзрослевшего взрослого человека. Не того — абсолютно инфантильного и несамостоятельного человека, который боится отойти от родительской ноги и, прячась за нее, робко вглядывается в реальность. И не того, кто живет, постоянно испытывая чувство страха, словно первобытный человек, который на заре цивилизации всматривался в ночную тьму, содрогаясь от загадочных звуков в темноте леса, не рискуя отойти от костра.

Возьмем пример обычного человека, который имеет комплексы родом из детства, но который сумел отойти от родительской ноги (будь то хоть мамина юбка, хоть папины штаны) и реализован в социуме, в профессии, имеет свою семью и т.д.

В чем же тогда несостоятельность такого человека?- спросите вы и будете по-своему правы,

Я вам отвечу, что она проявлена в отсутствии целостности, а то и в откровенно деструктивных сценариях поведения в тех или иных жизненных условиях и ситуациях. Более подробно мы будем говорить об этом на онлайн курсе «Свобода от комплексов».

Например, человек не может разрешить стоящие перед ним задачи, начинает впадать в истерику, ступор, убегать от ситуации, делать вид, что можно не решать эту проблему, можно вообще про нее забыть. И, если “не забывается” усилием разума, то, например, с помощью алкоголя или скандала (с возможностью отдалиться и ничего не решать) точно забудется. 

От этого страдает самооценка и самоощущение, отношение к себе и к миру, теряется ощущение своего “места под солнцем”, на работе и в социуме. Разрушается уважение и признание окружающих, становится невозможным самоактуализация и личностный рост. То есть, все важные сферы, где каждый из нас реализует свой потенциал, проходя испытания и уроки, сдавая экзамены перед самой жизнью. 

Справился – молодец, чувствуешь себя отлично; вместо медали – счастье и гармония в жизни.

Не справился – обстоятельства отправляют на пересдачу. И так до бесконечности, в течении всего жизненного пути.

Существенный минус такого сценария – люди не боги, и у них нет бесконечного запаса времени. Потому деструктивные сценарии следует менять, если хочется познать счастье и любовь в достатке.

В чем же тогда сложность, и причём тут не повзрослевший взрослый?

Сценарии поведения – это адаптивные стратегии выживания, которые формировались родителями, ближайшим окружением и социумом. Их первоочередной задачей было дать ребенку выжить, стать единицей в семейной системе и в обществе.

И эта задача не совсем про счастье и гармонию.

Для детства этих сценариев хватает, для периода института, подработки, работы. Для первых отношений – тоже, вроде бы хватает, но уже, мягко говоря, с натяжкой. И, чем дальше, тем всё больше и больше сценарии, которые помогали выживать ребенку в детстве, мешают полноценно жить взрослому человеку. Мало того, что мешают – ещё они часто не дают становиться собой. Ведь, если детский сценарий покорности позволял оставаться любимым ребенком, то такая покорность во взрослом мире приводит к тому, что на шею человеку садятся все, кому не лень. Если ребёнок по каким-то причинам решил, что он ответственен за настроение мамы или папы и с этим «знанием» идёт в жизнь, то, повзрослев, он автоматически начинает чувствовать себя ответственным за настроение близких и значимых людей в его жизни. Это может быть муж, может начальство, а могут быть родители второй половинки.

Если в детстве «магическое мышление» закрепило сценарий поведения, по которому нужно вести себя определённым образом, чтобы родители пребывали в хорошем настроении, не ругались и не злились, то, повзрослев, человек будет неосознанно отыгрывать знакомый сюжет, чтобы получить любовь и поддержку.

Например, могло случиться так, что родитель после работы пришел не в настроении и был неласков, а ребёнок решил, что из-за того, что это он совершил какую-то шалость, он виноват в состоянии родителя, и смекнул, что нужно вести себя определенным образом, чтобы больше не растраивать родителя и быть любимым. И дальше не было никакой разницы, были ли в тот день, когда родитель снова приходил злым, какие-то провинности за ребенком. Он просто автоматически считал себя виноватым и начинал сверх-заботливо общаться с мамой или папой. Родителю это нравилось. Он хвалил, и тем самым укреплял сценарий, неосознанно заставляя ребёнка отыгрывать его снова и снова. Во взрослом возрасте такие сценарии влекут за собой постоянный стресс и разочарование в близких отношениях, работе, друзьях и т.д.

То есть, такие линии поведения отбирают возможность наполненить жизнь счастьем и не дают быть собой – они держат человека в рамках детского поведения.

Все случаи, где вы идете против себя суммируются и выливаются в упадок сил, апатию, нарушения сна, эмоциональные качели и т.д. Поэтому, пока что-то одно из детского опыта трансформировалось во взрослую часть и адекватно отвечает на вызовы реальности, что-то другое в это же время путает все ходы и карты на пути к себе, к гармонии и развитию взрослой личности.

Я не хочу сказать, что присутствие детского поведения во взрослом возрасте под запретом: катайтесь на горках, каруселях, ходите в игровые комнаты и увлекайтесь квестами, сборами корабликов. Но там, где нужны взрослые решения, нечего делать детским стратегиям приспособления.

Чтобы узнать подробнее о сценариях детства и психологически повзрослеть, приглашаю на мероприятия нашего центра и на онлайн курс “Свобода от комплексов”, где вы узнаете, кто вы, познакомитесь с основными видами психологических комплексов, их влиянием на жизнь человека и научитесь выбирать эффективные формы поведения и реализации себя.

Петр Александрович Полященко, преподаватель центра PSYVISION.