Между небом и землей. Эмоциональные качели. Психология эго.
Ключевым фактором в достижении желаемого является действие.
Сегодня многие находят себя в перманентном состоянии дисбаланса, который проявляется, как “хочу, но не могу” или как “могу, но не хочу”. В результате вместо того, чтобы делать запланированное, человек пытается справиться с внезапно ушедшей из — под ног почвой, тратит на это много сил, времени, энергии.
Почему возникает эмоциональный дисбаланс и как из этого выйти?
Отвечая на вопрос “почему?”, хочется познакомить вас с теорией личности, которую предложил Э. Берн.
Согласно ему, в каждом человеке одновременно присутствуют три “эго — состояния”: родитель, взрослый, ребенок.
Родитель выполняет функцию воспитания по отношению к Ребенку(запреты, предписания, похвала и наказание), а Ребенок, как и все дети, которые нам известны, руководствуется принципом удовольствия и отвечает за наши желания, спонтанность, активность и энергию для жизни. Ребенок и Родитель, как мы видим, реализуют противоположные принципы и поэтому находятся в конфликте, создавая напряжение и постоянно противодействуя внутри психики. Иногда Родитель может превратиться в самого настоящего тирана и подавлять живость и спонтанность. Но и Ребенок часто не сдается и, улучшив момент, вырывается из — под контроля зазевавшегося Родителя и бежит, куда глаза глядят, пытаясь использовать этот миг для реализации всех скопившихся ожиданий. В таких ситуациях человек часто оказывается не в тех отношениях, работает не на той работе, общается не с теми людьми, теряет деньги, совершая импульсивные поступки, может попасть в зависимость.
Конфликт Родителя и Ребенка — это и есть основа для эмоциональных качелей. Как видите — суть конфликта в том, что “хочу” (ребенок) конфликтует с “надо”(родитель). И когда человек застревает в этом конфликте, территорию его сознания занимает вопрос: как отвоевать свое право на свободу (ребенок) у внутреннего родителя? Или вопрос: как подавить или ампутировать эту беспокойную часть себя (ребенок) и чувствовать себя невозмутимым и правильным (таким, как надо)?
Здесь уже нет места реальным целям, потому что они подменяются иллюзорными. Человек хочет доказать кому-то из своей головы, что он “право имеет”.
Зачастую этот конфликт не осознается и поэтому ведет человека к созданиию отношений с другими, где эти другие будут отыгрывать для него соответствующую роль: Родителя или Ребенка. Так конфликт постепенно перемещается из внутренней реальности во внешнюю. Люди могут попеременно меняться ролями друг для друга, попадая в бесконечный цикл противостояния, отыгрывают свой внутренний конфликт.
Нужно ли говорить о том, что эмоциональные качели плохо влияют на эффективность и качество жизни?
Как из этого выйти?
Как перестать качаться на качелях “хочу — надо”?
Как не проваливаться в апатию и депрессию от того, что “я слаб и ничтожен” и не искать потом энергию для компенсации, чтобы ощущать себя всесильным и всемогущим (и сквозь эти фильтры желать невозможного и действовать не верно)?
Здесь нам поможет позиция внутреннего Взрослого, функция которого состоит в постоянном мониторинге внешней реальности и способностью соотносить эту информацию с внутренним фигурами и их запросами.
Внутренний Взрослый — это ваш центр управления его принцип — принцип реальности. Когда у человека слабое самосознание, сложно с саморефлексией, пониманием себя и отделением себя от других, тогда вместо принципа реальности он получает попеременное попадание либо в эго — состояние Ребенка, либо — Родителя.
В таком случае человек теряет способность к восприятию себя, как отдельной личности, а значит — не воспринимает и других людей, как отдельных, обладающих собственной волей, желаниями и правами . Создаются ситуации, в которых другие люди воспринимаются, как продолжение самого себя. Из этого следуют непомерные ожидания, претензии, обиды и стремление доказать, отстоять свои права и территорию. То есть человеку кажется, что его несправедливо лишают законного “имущества” (ресурса), хотя он просто не видит в это время, где территория другого и где находится граница этой территории— своя и другого.
Формированиие и развитие фигуры Взрослого — основная задача, которая стоит перед человеком, если он хочет преодолеть циклические состояния и перестать кататься на качелях ничтожности и превосходства. Реализовать свои цели и получать результаты, развиваться и расширять свой потенциал для будущих свершений.
Развивая принцип восприятия реальности с помощью тренировки вниманиия, воли, мышления, человек обретает свободу выбирать, что ему делать и в какую сторону двигаться. И тогда “хочу” превращается в “надо” и — наоборот. Две фигуры объединяются и вот уже Ребенок слушается Родителя, а родитель внимателен к желаниям ребенка. Потому что конфликт осознан и взят под контроль сознания.
Именно здесь появляется способность к действию, результат которого — реальное достижение и реальный опыт.
На основе которого появляется способность к “могу” и мотивация к дальнейшим достижениям.
Приглашаем в наш центр — развиваться вместе!
Анна Шиман, психолог, преподаватель в центре системного развития личности “Psyvision”