Данная статья раскрывает влияние материнского комплекса на развитие личности и жизненный успех.

Что ребенок впитывает с молоком матери?

Психология комплексов. Влияние матери на развитие личности и будущий успех;

С молоком матери ребенок впитывает буквальное и символическое отношение к себе. И то, как ребенок это увидит и ощутит, заложит основу его отношения к себе, через самооценку и самоощущение.

Общение ребенка с матерью станет основой для жизни и даст ответ на самый важный вопрос для каждого из нас: имеем ли мы право быть в этом мире, ожидать от него благ и претендовать на успех.

Давайте рассмотрим подробнее этот вопрос.

До рождения у ребенка есть опыт жизни в материнской утробе, где есть питание, где есть идеальная стабильность по сравнению с жизнью после рождения. В этот период ребенок получает некий опыт «рая», безусловной любви, которую можно получить просто существуя, без условий и рамок.

После рождения или, так называемого “изгнания из рая”, ребёнок адаптируется к новой жизни, к новым условиям. Важным и главным ориентиром после рождения, до года так точно, будет фигура матери.

Существует теория о том, что ребенок до своих 6 лет создает бессознательный сценарий своей будущей жизни, а лет до 8 это все фиксирует и заканчивает с «деталями», формируя свой жизненный план.

И это не про то, что он гений интуиции, в три года знает, куда будет поступать учиться и на ком женится или за кого выходить замуж.

Нет. Это про стратегию взаимодействия с собой и миром.

Это о том, как будет сформированы рамки, разрешения и запреты на воплощения своих желаний и потребностей в жизни.

На формирование основы этих «сценариев» после рождения в первую очередь влияет взаимодействия с материнской фигурой.

Родной. Не родной. Не важно. Сейчас не про это.

Факт в том, что каждый из нас имеет опыт общения с материнским в лице кого-то в послеродовой период.

Да, до рождения влияет генетика, среда, которая окружала беременную мать, а после материнская фигура выходит на первый план, начинает активно влиять на ребенка через свои прямые действия и поступки во время взаимодействия и воспитания. 

Потом к этому влиянию все больше и больше добавляется отцовская фигура, другие родственники, нянечки, воспитатели садика, учителя в школе, тренера и т.д. Об этом мы подробно рассказываем на нашем онлайн курсе “Практическая психология”.

Но мы сейчас говорим о зарождении отношений с миром через отношения с материнской фигурой.

В частности о том, как мать будет реагировать на предъявление потребностей ребёнка: чувства голода, холода, когда у него что-то болит, когда ему жарко. Когда он хочет общения и игры.

Ребенок формирует отношения к себе на примере отношений с материнской фигурой, даже не самой мамой, а с её образом, так, как он её видит.

Каким ребенок чувствует и ощущает отношение  к себе от мамы, такое впечатление он и будет закладывать в основу материнского образа и образа себя. Он не знает, что у мамы проблемы с папой, что у нее послеродовая депрессия, что она боится за ним ухаживать, чтобы сделать что-то не так, а ждет его бабушку с инструкциями. Он видит: удовлетворяются его потребности или нет, он чувствует к себе отношение мамы — тепло или холод. И на основании этого невербального материала ребенок решает — доверять ли маме, можно ли доверять материнскому миру и можно ли доверять миру вообще, который символизирует мать через атмосферу любви, принятия и заботы или наоборот через игнорирование потребностей, через применение физической силы. Доверять ли себе самому.

Ребёнок быстро учится, как лучше предъявлять свои хочу этому миру. Ему в этом помогает реакция матери. Если он поплакал и к нему пришли, удовлетворили его потребности, то он будет и дальше так делать.Если он поплакал, а его проигнорировали по какой то причине, то он научится тихонько лежать и ждать, что к нему придут и его заметят. 

И это уже основа для поведенческих сценариев в будущей взрослой жизни.

Психология комплексов. Влияние матери на развитие личности и будущий успех;

У Мелани Кляйн, известного психоаналитика, есть выражение»хорошей» и «плохой» груди. То есть, когда мать не только кормит молоком, но и эмоционально включена в общение с ребенком во время его кормления, то формируется позитивный опыт общения, который даёт ребенку самоощущение, что его любят.

У ребёнка этого возраста нет этих философских категорий, что такое любовь по мнению Канта или Библии. Но есть ощущения. Чувства. Которые складируются в теле, что подтверждают психосоматические проявления.

«Плохая» грудь — это про состояние, когда есть проблемы или с молоком, или эмоциональным вовлечением матери в жизнь ребёнка, или и то, и другое одновременно. Ведь если молоко и внимание матери — это жизненно важный ресурс и у матери нет его для ребёнка, то формируется впечатление на уровне инстинктов, что он отвергнут, что для него нет места и ресурса. Но в этом мире для него точно есть боль и горе — как минимум от «пустой», «плохой» груди.

Чувствуется угроза жизни, а дальше это состояние влияет на самооценку, притязания на успех в социум, на отношения и другие сферы жизни. Об этом наш курс “Свобода от комплексов”.

И это тоже формирует формы адаптации и жизненных сценариев.

Тут нужно уточнить.

Я до этого момента упоминал материнский образ, фигуру матери, но не называл ее фактической мамой.

В чем суть в контексте темы этой статьи?

В том, что до начала общения с фактической матерью ребёнок соприкасается с чем-то абстрактно материнским. То есть в утробе, во время родов, первое время своей жизни после рождения ребёнок не выделял никаких для себя фигур. Это было иррациональное, соприкосновение с архетипическими, материнскими силами, как условно дающими жизнь на уровне “рая”, так и изгоняющей из этого “рая”.

Эти первородные силы Юнг называл архетипами, где Архетип Матери содержит в себе весь потенциал материнского — от позитивного до негативного, от любящей до ненавидящей свое дитя матери.

Если это описать через комплексы, то это будет комплекс Девы Марии, божественной матери и комплекс Лилит, которая ненавидит детей, которая ворует их у жизни и губит. И общение со своей фактической матерью накладывается на эти силы. Полюса архетипов становятся основой для «плохой» и «хорошей» груди. В идеальной ситуации эти полюса соединяются в один образ в процессе развития личности и раскрытия содержимого комплексов внутри себя, образуя единый образ естественной матери. Она как Вселенная. Может даровать жизни, поливать дождями новый урожай, а может этот же урожай уничтожить засухой. Но если ребёнок, а потом взрослый человек фиксируется в каком то полюсе, где мать для него или плохая, или хорошая, то тогда один из полюсов он начинает проецировать и на окружающий мир. Ведь не просто “грудь” плохая, но все вокруг нее — то есть мир, такой. И отношения, где нет любви и ресурса для ребёнка усваивается, как установка, что в этом мире для меня нет ничего или есть, но в малых количествах.

Ребенок учится справляться с этим дефицитом любви.

Как?

Урезая свои хочу. Отказываясь от своих потребностей и желаний.

И все свои действия во взрослом возрасте будет соотносить с пониманием того, что в мире нет ресурса для него.

А если этому человеку придет идея, где этот ресурс взять, то он будет «оглядываться» на внутренний образ матери, вспоминая, все горе и печаль от соприкосновения с ее миром и ему будет проще отказаться от этой идеи, чем рисковать столкнуться с разочарованием и не принятием.

Но эта история не может длится вечной. Человек или начинает бунтовать против системы благодаря поддержке своего естества, которое против этих рамок и несправедливости или же покоряется и в состоянии жертвы, благодаря выученной беспомощности, особо не пытается на что-то претендовать, начинает быть ведомым, зависимым, разрушительным.

Так что же  впитывает ребенок с молоком матери?

Это отношение к себе и то, как мир может с ним общаться по подобию матери. Человек впитывает свое самоощущение.

Впитывает ощущение доверия или недоверия миру. И это сценарий минимум на 15-20-30 лет.

Раньше этого возраста человеку трудно что-то кардинально менять в этих «настройках». Большим шансом на изменения  часто становятся кардинальные развороты в жизни — победа над смертельной болезнью, выживание в ситуации, где это кажется чудом. Или же это случается в период жизненных кризисов, как, например, кризис 25 лет, кризис среднего возраста, кризис пустого гнезда, потеря близких людей и т.д. А есть люди, которые всю жизнь живут в рамках первичных сценариев, которые они сами создали для себя во младенчестве, обосновывая это тем, что не в их силах, что-то изменять. Но если во младенчестве у ребёнка нет возможности отстоять свое хочу, свою индивидуальность, то во взрослой жизни у вас этот шанс появляется. 

И тут выбор за каждым — нужен ему этот шанс или нет, как поступить с этим шансом — принять или проигнорировать.

Если вы, читая эту статью-рассуждение, задумались над написанным, вам отозвались те или иные строки, вы почувствовали что тут есть что-то про ваше состояние, то приглашаю принять участие в моем практическом онлайн курсе “Свобода от комплексов” и в других курсах нашего центра. Приглашаю исправить все то, что, будучи маленьким ребенком, вы посчитали за истину, которая сейчас может не давать быть счастливым человеком, достойно реагировать и принимать внимание, любовь к себе, на отношения, семейную жизнь, на возможность иметь детей, на карьеру и качество вашей жизни.

До встречи на занятиях!

 

Петр Александрович Полященко, преподаватель центра PSYVISION